111
Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Главная страница  /   Новости  /

Итоги деятельности Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в сфере защиты прав потребителей за за 1 квартал 2022 года

Защита прав потребителей - важная составляющая работы Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю.

За 1 квартал 2022 года в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю поступило 880 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей (за 1 квартал 2021 г. - 915). Наибольшее число обращений поступило на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли - 41 % от числа поступивших, при оказании жилищно-коммунальных услуг - 13 % от числа поступивших обращений.

Общее количество обращений граждан, по вопросам нарушений их прав и охраняемых законодательством интересов:

- при оказании им платных медицинских услуг составило 10 % от числа поступивших,

- при оказании услуг общепита и бытового обслуживания составило  по  10 % от числа поступивших,

- по вопросам о нарушении их прав при продаже непродовольственных товаров и оказания услуг дистанционным способом - 7 % от числа поступивших обращений,

- по вопросам нарушенных прав при оказании услуг связи составило 6 % от числа поступивших обращений,

- по вопросам нарушенных прав при оказании финансовых услуг составило 4 % от числа поступивших обращений,

- по вопросам оказания туристических  и гостиничных услуг составило 3% от числа поступивших обращений (что меньше чем за аналогичный период 2021 года на 7%),

- по вопросам нарушенных прав при оказании транспортных услуг составило 3 % от числа поступивших обращений.

Из числа рассмотренных в 1 квартале 2022 году обращений, в 85 % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в 13 % случаях обращения направлены на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, в 2 % случаев рассмотренные обращения явились основанием для проведения внеплановых проверок и возбуждения дел об административных правонарушениях.

 Все обращения рассмотрены Межрегиональным управлением в рамках компетенции, заявителям направлены мотивированные ответы, в ряде случаев, в ходе рассмотрения обращений граждан, выявлены факты нарушения прав потребителей, в результате чего Межрегиональным управлением в отношении хозяйствующих субъектов проведены надзорные мероприятия и применены меры административного воздействия. Кроме того, в ряде случаев гражданам оказана помощь в подготовке претензий и исковых заявлений.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий Межрегиональным управлением приостановлена продажа товаров, которые реализовывались с нарушением требований федерального законодательства в области технического регулирования. По фактам продажи  продукции ненадлежащего качества: без маркировки или с неполной маркировкой, без документов,  подтверждающих происхождение товара,  качество и безопасность продукции составлены протоколы об административном правонарушении, выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в отношении правонарушителей вынесены постановления о назначении административного наказания, в том числе о назначении административного штрафа на общую сумму 319 тыс. рублей.

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей, чаще всего устанавливались следующие нарушения:

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации 25% от выявленных нарушений);

- нарушение продавцом требований технических регламентов на различные виды продукции (парфюмерно-косметическую, пищевую и другие виды продукции) (17% от выявленных нарушений);

- обман потребителя (17% от выявленных нарушений);

- нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (13% от выявленных нарушений);

- нарушение установленных правил продажи товаров (9% от выявленных нарушений);

-другие нарушения (19% от выявленных нарушений).

Межрегиональное управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru (далее ГИР ЗПП), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и иная информация необходимая потребителям для защиты своих прав.

В модуле «Виртуальная приемная» ГИР ЗПП потребители могут оставлять вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей. Потребитель в данной ситуации получает консультацию в режиме онлайн. Так, за 1 квартал 2022 года 18 потребителей получили консультации в режиме онлайн, разместив свои вопросы в модуле «Виртуальная приемная».

Помимо мер административного воздействия, специалистами Межрегионального управления в 2022 году применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей. Судебная защита осуществлялась форме участия в рассмотрении судебными органами дел, в целях защиты прав потребителей в форме заключения по делу по установленным фактам нарушений прав потребителей и подачи исков в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров).

Так, дано 95 заключений в целях защиты прав потребителей по делам в судах, что больше в сравнении с 2021 годом в 3 раза.

По  85 или 90% (2020 г. - 32 (89%),   заключениям вынесены судебные решения в пользу потребителей, присуждено денежных средств в пользу потребителей на сумму 3 271,5 тыс. руб. (сумма возмещенного потребителям имущественного ущерба увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2021 года в 2 раза), из них компенсация морального вреда составила 121 тыс. руб., и что составило 4% от суммы денежных средств, возмещенных потребителям.

Наибольший вес (83%) занимают заключения, данные по делу на нарушение прав потребителей при приобретении  товаров не надлежащего качества, в свою очередь 17 %  заключений даны по делам о нарушении прав потребителей при оказании услуг, выполнении работ не соответствующих требованиям нормативно правовых актов.

Также, подано 6 исков (в 2021 г. - 2) в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров). Рассмотрено и удовлетворено 3 иска  на общую сумму 68,9 тыс. рублей, компенсация морального вреда составила 5 тыс. руб.

         Одним из приоритетных направлений работы является информационно-просветительская деятельность в сфере прав потребителей. Эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика.

В 1 квартале 2022 года продолжалось проведение комплекса мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей: это и публикации в средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей, конференции, интервью, выступления на телевидении, обучение, выступления перед потребителями и предпринимателями.  

В рамках проведения ежеквартальной акций «День открытых дверей для предпринимателей» проведены консультации 93 представителя бизнес-сообщества.

Систематически для широкого круга общественности, граждан, субъектов предпринимательской деятельности, размещается соответствующая информация о проводимых мероприятиях, актуальных направлениях соответствующей работы и многое другое, на официальном сайте Межрегионального управления в сети «Интернет»: http://82.rospotrebnadzor.ru.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей