Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Главная страница  /   Новости  /

О маркировке табачной продукции

Для снижения нелегального оборота и повышения безопасности и качества товаров в России создана государственная информационная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. С 1 июля 2019 производители и импортеры обязаны маркировать свою продукцию, с 1 июля 2020 года оборот немаркированной табачной продукции запрещен и в розничной продаже должны находиться только сигареты и папиросы с нанесенными цифровыми кодами Data Matrix. Они являются гарантией легальности продукции и обеспечивают ее прослеживаемость.

Одновременно, в рамках проекта маркировки создается инструмент общественного контроля, который делает покупателя полноценным участником товарооборота и дает возможность самостоятельно контролировать потребляемую продукцию. С 1 июля 2020 года потребитель вправе не только требовать маркированную продукцию, но и проверять легальность сигарет в торговой точке. Для этого нужно скачать приложение «Честный ЗНАК» для iOs или Android и просканировать код Data Matrix (расположен на нижней стороне пачки, выглядит как черный квадрат с белыми точками внутри). Отсутствие маркировки на табачной продукции будет являться нарушением согласно ст. 15.12 КоАП. О соответствующих нарушениях потребитель вправе сообщить в органы Роспотребнадзора и правоохранительные органы прямо из приложения «Честный ЗНАК», отправив информацию в единую систему маркировки.

Система маркировки идентификационными знаками включает в себя в том числе качественные характеристики товара, позволяя потребителю сделать осознанный выбор. При этом информация, полученная потребителем после сканирования маркировки посредством мобильного устройства, позволяет в автоматическом режиме передавать данные в случае обнаружения несоответствия в контрольно-надзорные органы. Это снижает административную нагрузку на добросовестный бизнес и коррупционные риски, одновременно позволяя контрольно-надзорным органам оперативно реагировать в случае нарушения установленных требований.

Дополнительно сообщаем, что разделом VII технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 ТР ТС 035/2014, установлены требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий, произведенных в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014, которая наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) на русском языке и, в частности, в себя включает:

наименование вида табачного изделия;

наименование табачной продукции;

наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией;

сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

предупреждение о вреде потребления табачных изделий;

единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок;

информацию о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах.

Информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение.

На потребительскую упаковку табачной продукции также наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования.

Также, в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Согласно Правилам изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок,  утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76, акцизная марка наклеивается на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары табачной продукции таким образом, чтобы вскрытие приводило к обязательному повреждению акцизной марки и исключало возможность ее повторного использования. Клей, применяемый для наклеивания акцизных марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения наклеенной акцизной марки от потребительской тары.

Не допускается нанесение поверх акцизной марки каких-либо элементов упаковки табачной продукции (за исключением прозрачной оберточной пленки, наносимой на упаковку товара производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность акцизной марки, затрудняют осуществление контроля ее подлинности и считывание с акцизной марки соответствующей печатной информации.

Нанесение акцизной марки на потребительскую тару табачной продукции осуществляется в следующем порядке:

а) на мягкую плотную единичную упаковку табачной продукции акцизная марка наклеивается на верхнюю плоскость по центру (на равном расстоянии от левого и правого краев с одинаковым заходом на лицевую и заднюю сторону);

б) на единичную упаковку табачной продукции с откидной торцевой крышкой акцизная марка наклеивается на заднюю (нераскрываемую) сторону так, чтобы марка закрывала угол упаковки и переходила на боковую торцевую плоскость пачки;

в) на иные виды единичных упаковок табачной продукции, поставляемой в розничную продажу, акцизная марка наносится в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил в месте, позволяющем визуально определить наличие марки на потребительской таре и считать с нее соответствующую печатную информацию.

При невыполнении требований, предусмотренных  настоящими Правилами, табачная продукция рассматривается как маркированная с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ  оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.   






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей