Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Итоги деятельности Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в сфере защиты прав потребителей за 2020 год

Защита прав потребителей – важная составляющая работы Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, у представителей многих отраслей бизнеса возникли проблемные денежные взаимоотношения с потребителями, которые в силу очевидных причин в связи с ведением ряда ограничительных мер не смогли воспользоваться определенными видами услуг (туристические, гостиничные, транспортные и др.), которые были оплачены ими заранее. Именно с этим связано массовое увеличение обращений потребителей на туристические и гостиничные услуги, поступившие в Межрегиональное управление в 2020 году, о чем речь пойдет чуть ниже.

Так, в 2020 году дано 2 516 устных консультаций гражданам потребителям, тогда как в 2019 году на приемах дано 2 112 устных разъяснений гражданам-потребителям. При этом, как уже упоминалось отмечено увеличение количества устных консультаций по вопросам предоставления гостиничных, туристических и транспортных услуг. Так, по сравнению с 2019 годом количество устных консультаций в сфере туристических услуг возросло в 3 раза, в сфере гостиничных и транспортных услуг в 2 раза.

Анализ поступивших в 2020 году письменных обращений потребителей, показал, что в Межрегиональное управление на рассмотрение поступило 4 205 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, при этом стоит отметить, что количество обращений выросло на 11% по сравнению с количеством обращений за 2019 г.

Рост письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей объясняется увеличением обращений (в сравнении с 2019 годом) по вопросам приобретения товаров и услуг с помощью сети Интернет (с 3,5% до 7%), по вопросам оказания гостиничных услуг количество письменных обращения выросло в 2 раза, по вопросам оказания туристических услуг - в 3,2 раза, по вопросам оказания транспортных услуг - в 3 раза, по вопросам оказания медицинских услуг в 1,5 раза, по вопросам проведения культурно-развлекательных мероприятий в 10 раз. Как показал анализ тематики обращений по указанным категориям, до 80 % от рассмотренных обращений по Интернет-торговле, оказанию туристических, транспортных, гостиничных, медицинских услуг, проведению культурно развлекательных мероприятий связаны с требованиями потребителей о возврате денежных средств за не оказанные услуги либо в связи с односторонним отказом потребителя от таких услуг, по причине введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В 2020 году рассмотрено 4155 обращений, из которых в 78% случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в 17% случаях обращения направлены на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, в 5 % случаев рассмотренные обращения явились основанием для проведения внеплановых проверок и возбуждения дел об административных правонарушениях.

Функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2020 году реализованы с учетом особенностей осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым выездные внеплановые проверки осуществлялись исключительно по фактам причинения вреда или угрозы причинения вреда по согласованию с органами прокуратуры, а также в том случае, если возможность проведении проверки была бы предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, требованием органов прокуратуры.

Так, Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в 2020 году проведено 306 внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, 51 административное расследование и вынесено 41 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий Межрегиональным управлением приостановлена продажа товаров, которые реализовывались с нарушением требований федерального законодательства в области технического регулирования. По фактам продажи продукции ненадлежащего качества: с истекшим сроком годности, без маркировки или с неполной маркировкой, без документов, подтверждающих происхождение товара, качество и безопасность продукции, и по иным выявленным нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении, выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в отношении правонарушителей вынесены постановления о назначении административного наказания, в том числе о назначении административного штрафа на общую сумму 2 448 тыс. рублей.

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей, чаще всего устанавливались следующие нарушения:

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации 33 % от выявленных нарушений);

- нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (26% от выявленных нарушений);

- выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (17 % от выявленных нарушений);

- нарушение продавцом требований технических регламентов на различные виды продукции (парфюмерно-косметическую, пищевую и другие виды продукции) (10% от выявленных нарушений);

- нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (4% от выявленных нарушений);

- обман потребителя (2% от выявленных нарушений);

-другие нарушения (8% от выявленных нарушений).

Одновременно Межрегиональное управление обращает внимание на работу Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru (далее ГИР ЗПП), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и иная информация необходимая потребителям для защиты своих прав.

В модуле «Виртуальная приемная» ГИР ЗПП потребители могут оставлять вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей. Потребитель в данной ситуации получает консультацию в режиме онлайн. Так, в 2020 году 97 потребителей получили консультацию в режиме онлайн, разместив свои вопросы в модуле «Виртуальная приемная».

 Помимо мер административного воздействия, специалистами Межрегионального управления в 2020 году применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей. Так, по судебным спорам дано 192 заключения в целях защиты прав потребителей (2019 г. – 173, 2018 г. - 103). Потребителям возвращены денежные средства более 12 миллионов рублей, из них компенсация морального вреда составила почти 600 тыс. руб.

Наибольший вес (51%) занимают заключения по делам о нарушении прав потребителей при оказании услуг, выполнении работ не соответствующих требованиям нормативно правовых актов, в свою очередь 49 % заключений даны по делам о нарушениях прав потребителей при приобретении товаров не надлежащего качества.

Также, подано 11 исков в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров). Предметом споров явились некачественный непродовольственные товары (техника), нарушение сроков выполнения договора бытового подряда, некачественно оказанные услуги. В настоящий момент удовлетворено 9 исков, потребителям возвращены денежные средства в размере более 400 тыс. рублей.

Одним из приоритетных направлений работы является информационно-просветительская деятельность в сфере прав потребителей. Эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика.

Систематически для широкого круга общественности, граждан, субъектов предпринимательской деятельности, размещается соответствующая информация о проводимых мероприятиях, актуальных направлениях соответствующей работы и многое другое, на официальном сайте Межрегионального управления в сети «Интернет»: http://82.rospotrebnadzor.ru.

В рамках «Горячей линии» и поступающих звонков 2 015 потребителям и участникам рынка предоставлены разъяснения по соответствующему направлению.

В течение 2020 года проведен комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей это и публикации в средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей, конференции, интервью, выступления на телевидении, обучение, выступления перед потребителями и предпринимателями (в том числе в школах).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей