Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Итоги деятельности Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в сфере защиты прав потребителей в 1 квартале 2020 года

Защита прав потребителей – важная составляющая работы Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю.

За 1 квартал 2020 года в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю поступило 684 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей (за 1 квартал 2019 г. – 891). Наибольшее число обращений поступило на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли - 22 % от числа поступивших, при оказании жилищно-коммунальных услуг - 20 % от числа поступивших обращений.

Общее количество обращений граждан, по вопросам нарушений их прав и охраняемых законодательством интересов при оказании им платных медицинских услуг составило 7% от числа поступивших, по вопросам о нарушении их прав при продаже непродовольственных товаров дистанционным способом - 3% от числа поступивших обращений, по вопросам нарушенных прав при оказании финансовых услуг составило 0,5 % от числа поступивших обращений, по вопросам нарушенных прав при оказании услуг связи составило 4% от числа поступивших обращений, по вопросам нарушенных прав при оказании транспортных услуг составило 5% от числа поступивших обращений

 Все обращения рассмотрены Межрегиональным управлением в рамках компетенции, заявителям направлены мотивированные ответы, в ряде случаев, в ходе рассмотрения обращений граждан, выявлены факты нарушения прав потребителей, в результате чего Межрегиональным управлением в отношении хозяйствующих субъектов проведены надзорные мероприятия и применены меры административного воздействия. Кроме того, в ряде случаев гражданам оказана помощь в подготовке претензий и исковых заявлений.

Так, Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в 1 квартале 2020 года проведено 274 внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей (за 1 квартал 2019 г. – 134 проверки), 3 предварительные проверки и 2 контрольных закупки, 15 административных расследований (1 квартал 2019 г. – 38) и вынесено 18 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий Межрегиональным управлением приостановлена продажа товаров, которые реализовывались с нарушением требований Федерального законодательства в области технического регулирования. По фактам продажи продукции ненадлежащего качества: с истекшим сроком годности, без маркировки или с неполной маркировкой, без документов, подтверждающих происхождение товара, качество и безопасность продукции составлено 111 протоколов об административном правонарушении, выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей вынесено 100 постановлений о назначении административного наказания, из них о назначении административного штрафа 97 постановлений на общую сумму 1 593 тыс. рублей (1 квартал 2019 г. – 103 постановления на сумму 1 194,5 тыс. руб.).

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей, чаще всего устанавливались следующие нарушения:

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации 15% от выявленных нарушений);

- выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (25% от выявленных нарушений);

- нарушение продавцом требований технических регламентов на различные виды продукции (парфюмерно-косметическую, пищевую и другие виды продукции) (18% от выявленных нарушений);

- нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (15% от выявленных нарушений);

- нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (12% от выявленных нарушений);

- обман потребителя (7% от выявленных нарушений);

-другие нарушения (8% от выявленных нарушений).

Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю напоминает потребителям, что внеплановая проверка на основании письменного обращения о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей может быть проведена только в случае соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. В частности, согласно п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей при условии, что заявитель уже обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Одновременно Межрегиональное управление обращает внимание на работу Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru (далее ГИР ЗПП), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и иная информация необходимая потребителям для защиты своих прав.

В модуле «Виртуальная приемная» ГИР ЗПП потребители могут оставлять вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей. Потребитель в данной ситуации получает консультацию в режиме онлайн. Так, в 1 квартале 2020 года 21 потребитель получил консультацию в режиме онлайн, разместив свои вопросы в модуле «Виртуальная приемная».

 Помимо мер административного воздействия, специалистами Межрегионального управления в 1 квартале 2020 года применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей. Так, по судебным спорам дано 44 заключения в целях защиты прав потребителей (1 квартал 2019 г. - 27). Потребителям возвращены денежные средства в размере 1 829,17 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 107 тыс. руб., что на 15 % больше, чем в 1квартале 2019 г.

Наибольший вес (57%) занимают заключения, данные по делу на нарушение прав потребителей при приобретении товаров не надлежащего качества, в свою очередь 43 % заключений даны по делам о нарушении прав потребителей при оказании услуг, выполнении работ не соответствующих требованиям нормативно правовых актов.

Также, подано 3 иска в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров). Предметом споров явились некачественный непродовольственные товары (техника), нарушение сроков выполнения договора бытового подряда, некачественно оказанные услуги. В настоящий момент гражданские дела находятся на рассмотрении в судебных органах Республики Крым.

Одним из приоритетных направлений работы является информационно-просветительская деятельность в сфере прав потребителей. Эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика.

Систематически для широкого круга общественности, граждан, субъектов предпринимательской деятельности, размещается соответствующая информация о проводимых мероприятиях, актуальных направлениях соответствующей работы и многое другое, на официальном сайте Межрегионального управления в сети «Интернет»: http://82.rospotrebnadzor.ru.

В рамках «Горячей линии» и поступающих звонков потребителям и участникам рынка даются разъяснения по соответствующему направлению. В 1 квартале 2020 года дано 483 устных разъяснений гражданам-потребителям.

Напоминаем, что на постоянной основе функционирует, созданная в рамках Проекта финграмотности, круглосуточная «горячая линия» Роспотребнадзора для потребителей финансовых услуг, работающая по бесплатному номеру 8-800-100-29-26.

За 1 квартал 2020 года проведен комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей это и публикации в средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей, конференции, интервью, выступления на телевидении, обучение, выступления перед потребителями и предпринимателями. В целях просвещения и обучения населения в сфере защиты прав потребителей проведено 255 выступлений, что на 34% больше чем за аналогичный период 2019 года.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей