Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Судебная защита прав потребителей

В Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю поступают обращения граждан о нарушении их прав и законных интересов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации по защите прав потребителей, при заключении договоров купли-продажи и договоров на предоставление услуг.

В большинстве обращений содержатся просьбы о принуждении хозяйствующих субъектов к определенным действиям, таким как возврат денег за некачественный товар, обмен качественного товара, расторжение заключенных договоров и др.

В связи с этим разъясняем, что ни один государственный орган, в том числе и Роспотребнадзор, не вправе обязать хозяйствующий субъект к выполнению тех или иных имущественных требований потребителей, поскольку таким правом наделены только органы судебной власти.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» закреплено, что защита прав потребителей осуществляется судом.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, по месту жительства последнего;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и Налоговым кодексом Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Исходя из общих требований процессуального законодательства Российской Федерации, любые дела в сфере защиты прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции.

Так, в 2019 году специалистами Межрегионального управления в судах Республики Крым и города Севастополя судебная защита осуществлялась форме участия в рассмотрении судебными органами дел, в целях защиты прав потребителей в форме заключения по делу по установленным фактам нарушений прав потребителей и форме подачи исков в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров).

В 2019 год предоставлены 173 заключения в целях защиты прав потребителей по делам в судах (в 2018 г. – 103 заключения, в 2017 г. - 80 заключений, в 2016 году — дано 37 заключений), что больше в сравнении с 2016 годом в 4,5 раза.

По 161 (что составило 93% от данных заключений) (2018 г.–82 (80%), 2017 г. – 75 (94%), 2016 г. – 31 (84%) заключению вынесены судебные решения в пользу потребителей, присуждены денежные средства в пользу потребителей на сумму 14 398,67 тыс. руб., из них компенсация морального вреда составила 295,5 тыс. руб., что меньше аналогичного показателя 2018 г. в 1,7 раза, и на уровне 2017-2016 г.г.

Наибольшее количество (69%) занимают заключения, данные по делу на нарушение прав потребителей при приобретении  товаров не надлежащего качества, в свою очередь 31 % заключений даны по делам о нарушении прав потребителей при оказании услуг, выполнении работ не соответствующих требованиям нормативно правовых актов.

Также, подано 12 исков (в 2018 г. – 9 исков) в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров). Из них, в настоящий момент удовлетворено 9 (75% от поданных) исков на общую сумму 286,7 тыс. рублей, компенсация морального вреда составила 19 тыс. руб.

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей