Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Итоги деятельности Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в сфере защиты прав потребителей за 9 месяцев 2019 года

Защита прав потребителей – важная составляющая работы Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю.

За 9 месяцев 2019 года в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю поступило 3044 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей (за 9 мес. 2018 г. – 2 321). Наибольшее число обращений поступило на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли - 33 % от числа поступивших, при оказании жилищно-коммунальных услуг - 13 % от числа поступивших.

Общее количество обращений граждан, по вопросам нарушений их прав и охраняемых законодательством интересов при оказании им платных медицинских услуг составило 5% от числа поступивших, по вопросам о нарушении их прав при продаже непродовольственных товаров дистанционным способом - 3% от числа поступивших обращений, по вопросам нарушенных прав при оказании финансовых услуг составило 4 % от числа поступивших, по вопросам нарушенных прав при оказании услуг связи составило 3% от числа поступивших обращений.

 Все обращения рассмотрены Межрегиональным управлением в рамках компетенции, заявителям направлены мотивированные ответы, в ряде случаев, в ходе рассмотрения обращений граждан, выявлены факты нарушения прав потребителей, в результате чего Межрегиональным управленим в отношении хозяйствующих субъектов применены меры административного характера, проведены надзорные мероприятия. Кроме того, в ряде случаев гражданам оказана помощь в подготовке претензий и исковых заявлений.

Напоминаем, что с осени 2017 года функционирует созданная в рамках Проекта финграмотности круглосуточная «горячая линия» Роспотребнадзора для потребителей финансовых услуг, работающая по бесплатному номеру 8-800-100-29-26. За последнее время на эту линию обратилось уже более 90 тыс. человек. 

Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю напоминает потребителям, что внеплановая проверка на основании письменного обращения о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей может быть проведена только в случае соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. В частности, согласно п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей при условии, что заявитель уже обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Так, Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю за 9 месяцев 2019 года проведено 1966 внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей (за 9 мес. 2019 г. – 713 проверок), 19 предварительных проверок, проведено 120 административных расследований (за 1 пол. 2018 г. – 57) и вынесено 64 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий Межрегиональным управлением приостановлена продажа товаров, которые реализовывались с нарушением требований Федерального законодательства в области технического регулирования. По фактам продажи продукции ненадлежащего качества: с истекшим сроком годности, без маркировки или с неполной маркировкой, без документов, подтверждающих происхождение товара, качество и безопасность продукции составлено 1154 протокола об административном правонарушении, выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей вынесено 1123 постановления о назначении административного наказания, из них о назначении административного штрафа 1098 постановлений на общую сумму 8 398,5 тыс. рублей (за 9 мес. 2018 г. – 473 постановления на сумму 5 183,2 тыс. руб.).

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей, чаще всего устанавливались следующие нарушения:

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации 14% от выявленных нарушений);

- выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (10% от выявленных нарушений);

- нарушение продавцом требований технических регламентов на различные виды продукции (парфюмерно-косметическую, пищевую и другие виды продукции) (9% от выявленных нарушений);

- нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (51% от выявленных нарушений);

- нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (4% от выявленных нарушений);

- обман потребителя (2% от выявленных нарушений);

-другие нарушения (10% от выявленных нарушений).

Одновременно Межрегиональное управление обращает внимание на работу Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru (далее ГИР ЗПП), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и иная информация необходимая потребителям для защиты своих прав.

В модуле «Виртуальная приемная» ГИР ЗПП потребители могут оставлять вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей. Потребитель в данной ситуации получает консультацию в режиме онлайн. Так, 9 месяцев 2019 года 36 потребителей получили консультацию в режиме онлайн, разместив свои вопросы в модуле «Виртуальная приемная».

 Помимо мер административного воздействия, специалистами Межрегионального управления за 9 месяцев 2019 года применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей. Так, по судебным спорам дано 91 заключение в целях защиты прав потребителей (за 9 мес. 2018 г. - 48). Потребителям возвращены денежные средства более 12 миллионов рублей, из них компенсация морального вреда составила 340 тыс. руб., что в 1,5 раза больше чем за 9 мес.2018 г.

Наибольший вес (66%) занимают заключения, данные по делу на нарушение прав потребителей при приобретении товаров не надлежащего качества, в свою очередь 34 % заключений даны по делам о нарушении прав потребителей при оказании услуг, выполнении работ не соответствующих требованиям нормативно правовых актов.

Также, подано 9 исков в защиту прав потребителей - представителей социально-уязвимых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров). Предметом споров явились некачественный непродовольственные товары (техника), нарушение сроков выполнения договора бытового подряда, некачественно оказанные услуги. В настоящий момент удовлетворено 6 исков, потребителям возвращены денежные средства в размере 135 тыс. рублей.

Одним из приоритетных направлений работы является информационно-просветительская деятельность в сфере прав потребителей. Эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика.

Систематически для широкого круга общественности, граждан, субъектов предпринимательской деятельности, размещается соответствующая информация о проводимых мероприятиях, актуальных направлениях соответствующей работы и многое другое, на официальном сайте Межрегионального управления в сети «Интернет»: http://82.rospotrebnadzor.ru.

В рамках «Горячей линии» и поступающих звонков потребителям и участникам рынка даются разъяснения по соответствующему направлению. За 9 месяцев 2019 года дано 1786 устных разъяснений гражданам-потребителям.

В течение 9 месяцев 2019 года проведен комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей это и публикации в средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей, конференции, интервью, выступления на телевидении, обучение, выступления перед потребителями и предпринимателями (в том числе в школах). В целях просвещения и обучения населения в сфере защиты прав потребителей проведено 497 выступлений, что на 10% больше чем за аналогичный период 2018 года.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей