Горячая линия Горячая линия
8 (800) 234 45 01,

пн-чт с 09:00 до 17:00,
пт с 09:00 до 16:30
перерыв с 13:00 до 14:00


Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

В преддверии нового учебного года родители озабочены весьма ответственной проблемой - приобретением школьных товаров: одежды, ранцев (ученических сумок), обуви, школьно-письменных принадлежностей. Безусловно, выбор товаров для детей и подростков должен быть гигиенически оправдан. От того, насколько тщательно и ответственно родители подойдут к выбору тех или иных товаров, зависит комфорт, безопасность и даже здоровье ребенка.

Требования к одежде детей и подростков определяются положениями Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», актуальность которых повышается со вступлением в силу с 1 сентября текущего года Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Основное требование к школьной форме – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к школьной форме хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая школьную форму детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется школьная форма, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки, и глажения.

Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67 % состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе.

В соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев. К одежде 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя: нательное и постельное белье. головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия. К одежде 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя: платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, платья-костюмы, свитеры, джемпер и другие аналогичные изделия. К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы (на подкладке) и другие аналогичные изделия.

Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, нормам по гигроскопичности (способности материалов поглощать влагу из воздуха), воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски.

То же касается и обуви: внутренние слои обуви не должны оказывать на организм местное кожно-раздражающее действие и интенсивность запаха образца изделия обуви не должна превышать 2 баллов. Если уйти от специфической терминологии, то одежда и обувь, которые предстоит носить ребенку, не должны вызывать местных аллергических реакций на его коже и не должны иметь резкий, отталкивающий запах.  

Кроме этого, размер, фасон и жесткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Обувь для детей и подростков изготавливают в точном соответствии с длиной и шириной стопы. Недопустимо использовать тесную или слишком свободную обувь. Для формирования правильной стопы носок обуви должен быть свободным, а каблук широким, высотой не боле 1,5-2 см. Ношение девочкам обуви на высоком каблуке (4-5 см) может в дальнейшем отрицательно отразиться на родовой функции. Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа, а для летней – прюнель, парусина. Резиновая и лакированная обувь, а также обувь, изготовленная из синтетических материалов для детей, не рекомендуется. Резиновую обувь в сырую погоду следует обязательно одевать на шерстяной носок. Нельзя допускать, чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви-резиновых тапочках или кедах.

Немаловажным вопросом является требование к печатным изданиям, которые составляют большую часть образовательного процесса. Безопасность печатных книг и других изделий полиграфической промышленности (далее - издательская продукция) определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя. Для изготовления издательской продукции не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, тестовые задания и другое). Особую роль при оценке учебного пособия отводят оценке шрифтового оформления, оформлению текста в зависимости от вида издания и объему текста единовременного прочтения, которые варьируются в зависимости от возраста обучающегося. Все эти требования направлены на снижения утомляемости и нагрузки на зрительный аппарат школьника. А это, согласитесь, далеко не последнее, что волнует родителей.

Хочется обратить внимание родителей, что, в целях профилактики нарушения осанки, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг; - 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг. А для обучающихся начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

Следующий очень важный предмет школьной «атрибутики» -  школьный ранец. Так, вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий   для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм. Изделия для детей начальных классов должны быть снабжены формоустойчивой спинкой. Спортивные сумки или рюкзаки на одной лямке, которые так нравятся детям, нарушают осанку. Это приводит к развитию остеохондроза или к усугублению наследственных проблем.

В настоящее время на рынке представлен огромный ассортимент школьных канцелярских принадлежностей – ярких, необычных, различной формы.

Хочется обратить внимание родителей, что, как и одежда и обувь, как книгопечатная продукция и портфели, школьные канцелярские принадлежности   должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям санитарного законодательства по органолептическим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям, интенсивность запаха изделий не должна превышать 2 баллов, изделия не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия.

Приобретая детскую одежду (школьную форму) необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) – свидетельство о государственной регистрации.

Все приобретаемые товары должны иметь маркировку. Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии). Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Уважаемые родители! Отнеситесь со всей ответственностью к подготовке ребенка в школу, помните, что, приобретая качественные и безопасные школьные товары, вы прежде всего сохраняете здоровье своему ребенку.

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word